Будущее без правонарушений

Проект "Будушее без правонарушений"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Если есть у тебя голова на плечах –

Адресуем тебе разговор о серьезных вещах.

Кто есть кто?

Кто есть ты?

Быть нам или не быть?

И какими нам быть, если все-таки быть?

Если все-таки жить…

Проблема формирования здорового образа жизни среди детей и подростков является одной из ключевых для всей нашей страны. Дети и подростки – особая социально-демографическая группа. Их социальное самочувствие и состояние здоровья является, в определенном смысле, «барометром» социального благополучия общества, эффективности воспитания в семье, системе образования.

В современных условиях и семья, и школа сталкиваются с проблемой роста преступлений, правонарушений, связанных с воровством, бродяжничеством, табакокурением, игровой зависимостью, суицидом, алкоголизмом, наркоманией.

Мы, педагоги, а также и родители, сегодня пытаемся решать проблему отклонений в поведении детей. Однако, несмотря на общие позитивные стремления, проводимая профилактическая работа, направленная на оказание помощи ребёнку в процессе его социализации, не всегда достигает целей.

Педагог часто не знает, как распознать проявления действительно отклоняющегося учащихся, объяснить, почему, казалось бы, эффективные методы, формы работы по профилактике правонарушений не срабатывают. Родители не могут объяснить и понять: почему в их, вроде бы, благополучной семье появился ребёнок с девиантным поведением, что сделано не так, какие ошибки в семейном воспитании были допущены.

Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Для подростков характерно экспериментирование, проба своих возможностей и, как следствие, склонность к рискованным формам поведения. Многочисленные исследования свидетельствуют, что рискованное поведение в подростковом возрасте вызывает быстрое формирование зависимостей, ведет к многочисленным негативным последствиям, таким, как нарушение процесса социализации, правонарушениям, наркотизации, распространению ВИЧ-инфекции и т.д.

Одним из основных средств предотвращения асоциальных форм поведения среди детей и подростков является их первичная профилактика, т.е. формирование комплекса социальных, образовательных, психологических и медицинских мер, ориентирующих ребенка в основных вопросах его личностного и социального развития, предупреждающих формирование асоциальных моделей поведения. Сегодня в первичной профилактике вредных привычек используются, в основном, традиционные формы работы. Однако, современные школьники избирательны в увлечениях, ориентированы на результат, предпочитают ясность и конкретизацию информации, прагматичны. Включение новых методов работы позволяет повысить эффективность профилактики употребления психоактивных веществ. На протяжении последних двух лет в ГУО «Повятская средняя школа имени Героя Советского Союза В.А.Бабичева» успешно работает система, когда непосредственно сами подростки участвуют в профилактических мероприятиях. Считаем, что одной из новых форм может также стать деятельность в рамках школьного профилактического проекта «Будущее без правонарушений».

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Наименование проекта

Проект «Будущее без правонарушений»

Срок реализации проекта

2023 – 2024 г.

Основание для разработки проекта

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2020-2025гг.

Закон РБ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» от 31.03.2003

Декрет №18 от 24.11.2006г. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

Разработчики проекта

Заместитель директора по ВР

Цель

проекта

Создание комплексной системы мер по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, профилактики вредных привычек

Задачи

проекта

Формировать правосознание несовершеннолетних, включающее знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им.

Развивать у учащихся умения и навыки эффективного поведения в социуме.

Привлечь внимание структур социума, органов школьного самоуправления к вопросам профилактики правонарушений и преступлений.

Вовлечь несовершеннолетних в социально значимые виды деятельности, создать в них ситуации успеха.

Популяризация здорового образа жизни в школьной среде

Основные направления реализации проекта

1. Информационно – пропагандистская деятельность (профилактическая).

2. Социально – педагогическая работа с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

3. Формирование навыков позитивной жизне-деятельности и здорового образа жизни.

4. Правовое просвещение несовершеннолетних и их родителей.

Механизм реализации

Тесное взаимодействие педагогического коллектива и родительской общественности по предупреждению преступлений, правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, профилактики вредных привычек.

Исполнители

Администрация, педагоги социальные, классные руководители, Совет профилактики, родительский комитет

Участники

4- 11 классы

Сроки и этапы реализации

I этап ( июнь-август 2023 г.)

·актуализация банка данных о различных категориях учащихся;

·составление социального паспорта УО;

·организация занятости и досуга несовершеннолетних;

·работа Совета профилактики;

·просвещение педагогического коллектива по вопросам работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

§     Совместно с участниками проекта разработка плана мероприятий.

 

II этап (сентябрь 2023 г. - май 2024 г.)

контрольная диагностика несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению;

создание методических рекомендаций для учителей-предметников, классных руководителей по работе с детьми, склонными к правонарушениям;

проведение профилактической работы с несовершеннолетними по вопросам профилактики суицидального поведения, культуры полового воспитания, ответственного безопасного поведения в социуме, сети интернет, профилактики употребления курительных смесей, слабоалкогольных и алкогольных напитков, наркотических веществ.

Совместно с участниками проекта разработка плана мероприятий.

Участие в общешкольных и классных мероприятиях

Освещение деятельности по реализации проекта в средствах массовой информации

Ожидаемые результаты

профилактика преступлений и правонарушений, совершаемых подростками;

укрепление физического, психического и духовного здоровья обучающихся;

повышение социальной активности и заинтересованности несовершеннолетних в полезных делах

 

Мероприятия

Сроки

Исполнители

I. Информационно – пропагандистская деятельность (профилактика)

1

Актуализация банка данных о различных категориях детей

 

Педагог социальный,

2

Проведение рейда «Семья»

сентябрь-январь

Классные руководители

3

Контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися

На протяжении учебного года

Классные руководители, педагог социальный

4

Диагностика учащихся, склонных к противоправному поведению

На протяжении учебного года

 Педагог социальный,

5

Проведение психосоциального анкетирования на предмет употребления алкоголя, наркотических, психотропных веществ и их аналогов

октябрь

Педагог социальный,

8

Подбор материала для методических рекомендаций классным руководителям по работе с детьми различных категорий группы риска

На протяжении учебного года

Педагог социальный, зам. директора по ВР

9

Индивидуальные беседы с учащимися и законными представителями по вопросам профилактики употребления алкоголя, наркотических, психотропных веществ и их аналогов, табакокурения.

На протяжении учебного года

Классные руководители, педагог

социальный

10

Работа Совета профилактики

1 раз в месяц

Педагог

социальный

II. Социально – педагогическая работа (реабилитация, адаптация) с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

1

Анализ причин правонарушений, совершаемых учащимися

По мере необходимости

Педагог социальный,

2

Консультации классных руководителей по результатам диагностики

По мере необходимости

Педагог социальный,

3

Индивидуальная коррекционная работа с детьми «группы риска» по запросу классных руководителей

По запросам учителей

Педагог-психолог

4

Индивидуальные консультации для классных руководителей, учителей предметников с целью формирования практических навыков, необходимых для работы с детьми различных категорий «группы риска»

По запросам учителей

Педагог-психолог

7

Сотрудничество УО с районным СПЦ

Постоянно

Администрация

III. Формирование навыков позитивной жизнедеятельности

1

Содействие трудоустройству несовершеннолетних в период летних каникул

Май

Администрация,

классные руководители

2

Встречи с медицинскими работниками в целях пропаганды здорового образа жизни.

По графику

Классные руководители

3

Вовлечение учащихся в работу объединений по интересам, спортивные занятия

Сентябрь

Педагоги дополнительного образования

4

Оказание помощи учащимся в вопросах профессионального самоопределения. Диагностика профессионального предпочтения.

По мере необходимости

Педагог социальный, классные руководители

5

Встречи со священнослужителями по вопросам духовно-нравственного просвещения несовершеннолетних

В течение года

Заместитель директора по ВР

IV. Правовое просвещение несовершеннолетних и их родителей

1

Проведение родительских собраний, родительских лекториев, конференций для родителей с участием инспектора ИДН, сотрудников РОЧС, ГАИ, медицинских работников по вопросам формирования позитивных жизненных ценностей и правовой культуры детей подростков в семье

По графику

Администрация, педагог

социальный

2

Проведение Недель правовых знаний, профилактики преступлений и правонарушений

По плану социальной,идеологической и воспитательной работы УО

Педагог социальный

3

Проведение воспитательных мероприятий по вопросам профилактики девиантного поведения, профилактики вредных привычек

Согласно планов классных руководителей

Классные руководители

 

Воспитательные мероприятия для учащихся по реализации проекта

№п/п

Мероприятие

Дата

Ответственные

1

Цикл классных часов:

- Маршрут твоей безопасности;

- Не дай обмануть себя;  -Что значит законопослушный гражданин;

- «Коварные соблазны»;

- «Помни о правах, но не забывай об обязанностях»

Сентябрь -декабрь

Классные руководители

2

Консультация «Горькие плоды «сладкой жизни» или о тяжких социальных последствиях употребления наркотиков и распространения» ( закладчики, спортики)

октябрь

Педагог социальный

3

 Групповая консультация с учащимися, достигших 16 лет «Уголовная ответственность по ст. 168 УК Республики Беларусь

ноябрь

Педагог социальный

4

 Неделя правовой культуры и социальной ответственности

1. Интеллектуальная игра « Правовое колесо» 9-10кл.

 2 Педагогическая мастерская « Имею право» 5-8 кл.

3. Видеогруппа «Хорошие и плохие поступки» 1-4 кл.

 Оформление информационного стенда по теме «Будь ответственен за свои права и поступки»

декабрь

Педагог социальный

5

 Профилактическая неделя «Кибербезопасность»

 1.Презентация с интерактивными заданиями «Правонарушения в сфере информационной безопасности» 10-9кл.

2. Занятие « Ответственность в сети Интернет. Общение в сети Интернет с друзьями по переписке» (5-8кл.)  

3. Видеоурок « Безопасный Интернет» 1-4кл.

4.Оформление информационного стенда по теме «Информационное пространство для каждого»

январь

Педагог социальный

6

Мероприятия для родителей в рамках работы родительского университета:

 6 кл. «Профилактика проблемного поведения подростков. Шаги положительного общения»

(Профилактика суицидального поведения, кризисного состояния несовершеннолетних)

8 кл. «Как уберечь подростка от насилия»

 (Профилактика насилия и жестокого обращения к детям)

 4 кл. «Ребёнок и компьютер»

2 кл. « Влияния семьи на эмоциональное состояние ребёнка. Применение педагогических методов воспитания».

7 кл. «Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста.

Профилактика насилия и недостойного обращения к детям, пренебрежение основными нуждами детей»

по плану заседаний

родительского университета

Педагог социальный

7

Вопросы на родительские собрания:

 «Профилактика суицидального поведения учащихся»

 «Компьютер и здоровье. Безопасность в сети Интернет. О киберпреступности»

«Правовое воспитание в семье»

Сентябрь

 

Декабрь

 Март

Заместитель директора по ВР

8

 Профилактическая неделя «Жизнь без алкоголя и табакокурения»

Консультация «Влияние алкоголя на организм человека»

1. Интерактивное занятие « Семейные традиционные праздники без алкоголя» 5-8 кл.

2. Дискуссионные качели « Алкоголь, курение - опасное увлечение» 9-10кл.

3. Презентация «Нет алкоголю и курению» 1-4кл.

Февраль

Педагог социальный

Анкетирование по выявлению склонности к употреблению алкоголя, курения»

Март

Педагог социальный

9

Декада по профилактике суицидоопасного поведения «ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!»

Сентябрь-октябрь

Заместитель директора по ВР, классные руководители, педагог социальный

10

Цикл классных часов:

 «Умей управлять своими эмоциями» 

 « PRO психологическое здоровье» 

 «Характер, как совокупность черт личности» 

Профилактическое занятие «Умение эффективно общаться и достигать свои цели в общении» 

 «Мотивация к новому дню» 

«Жить в мире с собой и другими» 

Январь-март

Классные руководители

11

Организация спортивных занятий, объединений по интересам, мероприятий в шестой школьный день

Сентябрь-май

Руководитель физического воспитания

12

Дни здоровья, спорта и туризма

Сентябрь-май

Руководитель физического воспитания

13

Проведение профилактических бесед по формированию здорового образа жизни:

«Откровенно о наркотиках и здоровье»;

«Вредные и полезные привычки»;

«Я умею говорить «НЕТ»;

«Я выбираю здоровье»;

«Мое здоровье – здоровье нации»;

«Сквернословие и здоровье»;

«Выбирая спорт – мы выбираем здоровье»

Сентябрь-май

Классные руководители

14

Проведение цикла мероприятий по профилактике алкоголизма, курения, наркомании, СПИДа, пропаганде ЗОЖ:

Занятие с элементами тренинга

«Мое письмо курящему подростку»;

Просмотр-обсуждение видеофильмов:

«Выбирайте жизнь» (о вреде употребления алкоголя, табака, наркотиков);

Занятие с элементами интерактивной игры «Мой дом – моя крепость»

Сентябрь-май

Классные руководители

15

Обновление информационных стендов:

«Правовой уголок»;

«Здоровый образ жизни»;

«Для вас, родители»

Сентябрь-май

Классные руководители

16

Тематические консультации:

 «Безопасная дорога в школу – задача взрослых»

«Айфоново» детство»

«Золотые правила здорового образа жизни»

«10 правил летней безопасности»

«Безопасное поведение на воде и в лесу»

Сентябрь-май

Классные руководители

 

Литература 

  1. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., Интерпракс, 1994.
  2. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М., Генезис, 2003.
  3. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., Речь, 2003.
  4. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., Служба доверия, 1994.
  5. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., Просвещение, 1991.
  6. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М., Интерпракс, 1994.
  7. Киппер Дэвид. Клинические ролевые игры и психодрама. М., «Класс», 1993.
  8. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования.
  9. Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами. // Школа здоровья, № 1, 1998.
  10. Формирование жизненных навыков»: программа профилактики поведенческих факторов риска у подростков. Н.А. Паршутин, Т.П. Симонятова. // Школа здоровья № 4, 1999г.
  11. Психология подростка. Учебник под ред. А.А. Реана. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.
свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: