План реализации республиканского проекта"Родительский университет"
План реализации республиканского проекта"Родительский университет"
План
реализации республиканского проекта «Родительский университет» в
ГУО «Повятская средняя школа имени Героя Советского Союза В.А. Бабичева»
на 2024/ 2024 учебный год
Цель родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства в рамках реализации республиканского проекта «Родительский университет».
Основные задачи родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и др.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждения образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V- IX классов учреждения образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X класса учреждения образования.
Формы проведения занятий: традиционные (лектории, занятия с элементами тренинга, консультации, беседы, круглые столы, дискуссии, практикумы, опросы родителей по различной тематике )
дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Форма проведения |
Сроки проведения |
Ответственные |
|||||
|
1-й класс |
||||||||
1 |
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигие-нических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельнос-ти и организованности у первоклассника. |
лекция
|
18.10.2024
|
Классный руководитель 1 класса Шокель Н.М. |
|||||
12
|
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Наши ошибки в воспитании детей.
Физиологическая, психологи-ческая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психоло-гической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе.
Профилактика суицидального поведения.
|
практикум по обмену опытом
|
12.12.2024г |
Классный руководитель 1 класса Шокель Н.М.
|
|||||
13 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера ро-дителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка жела-ния трудиться. |
Круглый стол |
14.03.2025 |
Педагог социальный Захарень И.И.
|
|||||
14 |
Тема 4. Положительные эмо-ции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значе-ние эмоционально-чувствен-ной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмо-ций ребенка. |
Занятие с элементами тренинга |
16.05.2025 |
Классный руководитель 1 класса Шокель Н.М.
|
|||||
|
2-й класс |
||||||||
21 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Наши ошибки в воспитании детей. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родите-лей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка.
Профилактика суицидального поведения, кризисного состояния
|
Беседа |
14.10.2024 |
Классный руководитель 2 класса Бондаренко Л.Р. |
|||||
22 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья. |
Круглый стол |
26.12.2024
|
Классный руководитель 2 класса Бондаренко Л.Р. |
|||||
23 |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребёнка. Применение педагогических методов воспитания.
Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка.
Профилактика насилия и жестокого обращения к детям.
|
Лекция |
28.03.2025 |
Педагог социальный Захарень И.И.
|
|||||
24 |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка тру-диться. |
Дискуссия |
15.05.2025 |
Классный руководитель 2 класса Бондаренко Л.Р. |
|||||
|
3-й класс |
||||||||
31 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Наши ошибки в воспитании детей. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтро-ля, умения работать самосто-ятельно, воспитания интереса к знаниям.
Профилактика суицидального поведения, кризисного состояния
|
Консультация |
12.10.2024 |
Классный руководитель 2 класса Врублевская А.З. |
|||||
32 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников. |
Лекция |
14.12.2024
|
Педагог социальный Захарень И.И.
|
|||||
33 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Применение педагогических методов воспитания.
Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здоро-вого образа жизни.
Профилактика насилия и жестокого обращения к детям.
|
Практикум по обмену опытом |
28.03.2025 |
Классный руководитель 2 класса Врублевская А.З. |
|||||
34 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семей-ного общения. Культура се-мейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви. |
Занятие с элементами тренинга |
15.05.2025 |
Классный руководитель 2 класса Врублевская А.З. |
|||||
|
4-й класс |
||||||||
41 |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Наши ошибки в воспитании детей. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников
Профилактика суицидального поведения, кризисного состояния
|
Лекция |
17.10.2024 |
Классный руководитель 4 класса Шук А.В. |
|||||
42 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Применение педагогических методов воспитания.
Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие.
Профилактика насилия и жестокого обращения к детям.
|
дискуссия |
12.12.2024
|
Классный руководитель 4 класса Шук А.В.
|
|||||
43 |
Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером
|
Круглый стол |
13.03.2025 |
Классный руководитель 4 класса Шук А.В.
|
|||||
44 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной пере-грузке в современном мире. |
Дискуссия |
15.05.25 |
Педагог социальный Захарень И.И.
|
|||||
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V- IX классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Форма проведения |
Сроки проведения |
Ответственные |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
5-й класс |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Тема 1. Психологические особенности пятиклассников в период адаптации, формы родительской помощи и поддержки. (Профилактика суицидального поведения, кризисного состояния несовершеннолетних)
Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе.
|
Семинар-практикум |
12.10.2024 |
Педагог социальный Захарень И.И.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Тема 2. Ребенок среди сверст-ников. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками. |
Консультация |
14.12.2024 |
Классный руководитель 5 класса Ходасевич И.И.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего под-росткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подрост-ков со сверстниками и взрос-лыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста. |
Практикум |
13.03.2025 |
Классный руководитель 5 класса Ходасевич И.И.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Тема 4. Меры наказания и по-ощрения в современной семье. (Профилактика насилия и жестокого обращения к детям) Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привыч-ные методы воспитания. Как стать подростку другом без по-тери родительского авторитета. |
Круглый стол |
15.05.25 |
Классный руководитель 5 класса Ходасевич И.И.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
6-й класс |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
Тема 1. Семья как персональ-ная микросреда жизни и раз-вития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Киберугрозы современности: главные правила их распознавания и предотвращения.
Профилактика насилия и недостойного обращения к детям, пренебрежение основными нуждами детей.
Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребёнка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка. |
Лекция |
20.09.2024 |
Педагог социальный Захарень И.И.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
Тема 2. Профилактика проб-лемного поведения подрост-ков. Шаги положительного общения. (Профилактика суицидального поведения, кризисного состояния несовершеннолетних)
Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.) Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль ро-дителей в предупреждении от-клоняющегося поведения под-ростков. |
Занятие с элементами тренинга |
14.12.2024 |
Классный руководитель 6 класса Каскевич Г.Г.
. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
Тема3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: воз-можности и опасности. Основные правила медиабезо-пасности для родителей и под-ростков. Профилактика интер-нет-рисков. Как уберечь ребен-ка от опасностей в социальных сетях. |
Круглый стол |
15.03.2025
|
Классный руководитель 6 класса Каскевич Г.Г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
Семинар-практикум |
17.05.2025 |
Классный руководитель 6 класса Каскевич Г.Г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
7-й класс |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Трудный подростковый возраст. (Профилактика суицидального поведения, кризисного состояния несовершеннолетних)
Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Рекомендации родителям по предупреждению и выявлению кризисных состояний.. |
Лекторий |
12.10.2024 |
Классный руководитель 7 класса Мартилёнок О.В |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска». |
Занятие с элементами тренинга |
14.12.2024 |
Классный руководитель 7 класса Мартилёнок О.В |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста.
Профилактика насилия и недостойного обращения к детям, пренебрежение основными нуждами детей.
(Профилактика насилия и жестокого обращения к детям)
Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком. |
консультация |
15.03.2025
|
Классный руководитель 7 класса Мартилёнок О.В |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
консультация |
17.05.2025 |
Педагог социальный Захарень И.И.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
8-й класс |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 |
Тема 1. Жизненные цели под-ростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их дости-жение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей. |
Лекция
|
17.10.2024 |
Классный руководитель 8 класса Сауть В.К.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.
(Профилактика насилия и жестокого обращения к детям)
Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рис-ков. Особенности виктимного поведения (поведения «жерт-вы»). |
Занятие с элементами тренинга |
12.12.2024 |
Педагог социальный Захарень И.И.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершенно-летних. Виды и причины. Моти-вы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения. |
Беседа |
13.03.2025 |
Классный руководитель 8 класса Сауть В.К.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов. |
Круглый стол |
15.05.2025 |
Классный руководитель 8 класса Сауть В.К.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X класса
№ |
название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Форма проведения |
сроки проведения |
ответственные |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
Мы в соцсетях & RSS