Самоконтроль

Положение о порядке и периодичности проведения самоконтроля за обеспечением качества образования

ПОЛОЖЕНИЕ

 о порядке и периодичности проведения самоконтроля за обеспечением качества образования в государственном учреждении образования «Повятская средняя школа имени Героя Советского Союза В.А.Бабичева»

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящее Положение о порядке и периодичности проведения самоконтроля за обеспечением качества образования в государственном учреждении образования «Повятская средняя школа имени Героя Советского Союза В.А.Бабичева» (далее – Положение) разработано в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Уставом ГУО «Повятская средняя школа имени Героя Советского Союза В.А.Бабичева», на основании Методических рекомендаций по порядку и периодичности проведения самоконтроля за обеспечением качества образования в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования, иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательной программы дошкольного образования, утвержденных Министром образования Республики Беларусь 23.01.2025 года.
  2. Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, а также следующие определения:

выборочный самоконтроль – углубленное изучение отдельного аспекта (компонента) разных видов деятельности (административно-управленческой, образовательной, информационной, иных видов деятельности) учреждения образования и (или) их комплексный анализ;

информация о результатах самоконтроля – аналитический материал, содержащий сравнительный анализ количественных и качественных показателей, критериев разных видов деятельности учреждения образования (за период, предшествующий отчётному), проиллюстрированный таблицами, графиками, диаграммами, анализ причин невыполнения нормативного значения критериев, выводы и предложения по улучшению деятельности учреждения образования, обеспечению качества образования;

самоконтроль на рабочем месте – самооценка педагогическим работником образовательной деятельности;

фронтальный (сплошной) самоконтроль – одновременное комплексное и всестороннее изучение всех компонентов разных видов

деятельности учреждения образования.

  1. Самоконтроль проводится с целью обеспечения соблюдения требований законодательства об образовании, законодательства о лицензировании (в части образовательной деятельности), повышения качества образования и эффективности деятельности учреждения образования, структурного подразделения учреждения образования и является неотъемлемым этапом обеспечения качества образования.
  2. Задачами самоконтроля являются:

проведение комплексного анализа, самопроверки и самооценки разных видов деятельности учреждения образования;

анализ ресурсного, научно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса;

установление степени соответствия предоставляемого образования образовательным стандартам, учебно-программной документации реализуемых образовательных программ, требованиям законодательства об образовании;

определение соответствия достигнутых результатов по отношению к заданным целям, выявление проблемных вопросов и аспектов, требующих совершенствования;

устранение выявленных проблем, разработка и проведение мероприятий, направленных на совершенствование деятельности учреждения образования.

  1. В учреждении образования определяется следующий порядок и периодичность проведения самоконтроля:

фронтальный (сплошной) – не реже одного раза в два года;           

выборочный – ежегодно, не реже одного раза в пять лет для каждого структурного подразделения;

самоконтроль на рабочем месте – в течение учебного года.           

6. Проведение фронтального (сплошного), выборочного самоконтроля включается в план работы учреждения образования.

 

ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ, ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ФРОНТАЛЬНОГО (СПЛОШНОГО) И ВЫБОРОЧНОГО САМОКОНТРОЛЯ

  1. Содержание фронтального (сплошного), выборочного самоконтроля включает:

выполнение законодательства об образовании, законодательства о лицензировании (в части образовательной деятельности), устава учреждения образования, локальных правовых актов учреждения образования;           установление соответствия предоставляемого образования требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации;          

соблюдение порядка проведения в учреждении образования текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся и объективности контроля;

правильность ведения педагогическими работниками установленной документации;

изучение и анализ кадрового, научно-методического, материально технического, информационного обеспечения образовательного процесса;          

динамику основных показателей разных видов деятельности учреждения образования;

выполнение учреждением образования лицензионных требований;         

выполнение учреждением образования критериев, установленных в приложении 1 к Положению о порядке проведения государственной аккредитации и подтверждения государственной аккредитации учреждения образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2022 № 572 (далее – Положение);

другие составляющие качества образования.

При фронтальном (сплошном) самоконтроле проводится анализ достигнутых результатов разных видов деятельности учреждения образования, сравнительный анализ достижений по отношению к предыдущим периодам, определяются пути совершенствования.          

8. Фронтальный (сплошной), выборочный самоконтроль включает следующие этапы:

организационный (предварительный);

основной – непосредственное проведение самоконтроля;

заключительный – подготовка информации о результатах самоконтроля, подведение итогов самоконтроля.

  1. Основанием для проведения фронтального (сплошного), выборочного самоконтроля является решение руководителя учреждения образования, в котором определяются: вид и цели самоконтроля (при выборочном самоконтроле определяется изучаемый аспект (компонент) разных видов деятельности учреждения образования и (или) структурное подразделение учреждения образования;

персональный состав комиссии по проведению самоконтроля (далее – комиссия);

срок проведения и период, за который проводится самоконтроль;           

программа проведения самоконтроля;

порядок подведения итогов самоконтроля с указанием органа самоуправления, на котором будут рассмотрены результаты самоконтроля.         

10. Комиссия формируется в составе не менее трех человек. В состав комиссии входят председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии.

            В состав комиссии включаются заместители руководителя учреждения образования, педагогические работники.

  1. Программа проведения самоконтроля включает изучаемые виды деятельности и распределение функций между членами комиссии.

При проведении фронтального (сплошного) самоконтроля в учреждении образования в программу проведения самоконтроля в обязательном порядке включаются мероприятия по установлению соответствия предоставляемого образования требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ (далее – порядок установления соответствия).

Порядок установления соответствия определяется методическими рекомендациями по порядку установления соответствия предоставляемого образования требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ, утверждаемыми директором Департамента контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь.

  1. В процессе проведения фронтального (сплошного) самоконтроля комиссией проводится комплексный анализ деятельности учреждения образования.
  2. В ходе самоконтроля работа комиссии также направлена на выявление факторов (рисков), которые могут оказать воздействие на качество образовательного процесса, с разработкой мероприятий по предупреждению негативных тенденций в образовательной деятельности. 14. Результаты самоконтроля отражаются в информации о результатах самоконтроля.

          В информации о результатах самоконтроля указываются:

основания для проведения самоконтроля, его вид и цели;

состав комиссии, проводившей самоконтроль;

срок проведения и период, за которой проводится самоконтроль;

результаты проведенного самоконтроля по каждому виду деятельности;

выявленные несоответствия деятельности учреждения образования законодательству об образовании, законодательству о лицензировании;

выполнение учреждением образования критериев, установленных в приложении 1 к Положению;           

выполнение учреждением образования лицензионных требований;

оценка качества предоставляемого образования требованиям образовательных стандартов, учебно-программной документации образовательных программ;

мероприятия, необходимые для устранения выявленных несоответствий (при наличии);

рекомендации по совершенствованию деятельности учреждения образования.

 

Информация о результатах самоконтроля подписывается председателем и всеми членами комиссии.

  1. Информация о результатах фронтального (сплошного) самоконтроля в учреждении образования оформляется в соответствии с методическими рекомендациями по оформлению информации о результатах самоконтроля за обеспечением качества образования учреждения общего среднего образования, специальных воспитательных учреждений, учреждения специального образования, реализующего образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, утверждаемыми директором Департамента контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь.
  2. Информация о результатах самоконтроля рассматривается на заседании органа самоуправления (педагогического совета) учреждения образования.

По итогам рассмотрения принимается решение соответствующего органа самоуправления с определением конкретных мероприятий, направленных на устранение выявленных несоответствий и (или) совершенствование деятельности учреждения образования.

По решению руководителя учреждения образования может разрабатываться план мероприятий по устранению выявленных в ходе самоконтроля несоответствий и (или) совершенствованию деятельности учреждения образования.

 ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ САМОКОНТРОЛЯ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

  1. Самоконтроль на рабочем месте проводится педагогическими работниками в рамках должностных обязанностей.
  2. Порядок и периодичность проведения самоконтроля в учреждении образования на рабочем месте для всех категорий руководителей и педагогических работников устанавливается от одного раза в день до одного раза в год, в зависимости от анализируемых аспектов.
  3. Руководитель учреждения образования:

обеспечивает организацию и проведение фронтального (сплошного) самоконтроля не реже одного раза в два года;          анализирует полученные на уровне учреждения образования результаты, определяет состояние и тенденции развития учреждения образования;

координирует работу учреждения образования, структурных подразделений, деятельность которых связана с вопросами обеспечения качества образования;

организует сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике обеспечения качества образования;

принимает управленческие решения по совершенствованию деятельности учреждения образования на основе анализа результатов;          

обеспечивает соблюдение учреждением образования и его структурными подразделениями лицензионных требований, обеспечивает условия для проведения государственной аккредитации учреждением образования, контроля за обеспечением качества образования;

обеспечивает соответствие деятельности учреждения образования критериям, установленным Министерством образования для УОСО,

организовывает разработку локальных правовых актов;

координирует деятельность органов самоуправления учреждения образования;

обеспечивает мотивацию и стимулирование труда педагогических работников и иных работников учреждения образования, соответствие педагогических работников квалификационным характеристикам, а также требованиям статьи 51 Кодекса Республики Беларусь об образовании, повышение квалификации педагогических работников; 

обеспечивает безопасность организации образовательного и воспитательного процесса в учреждении образования.          

20. Заместитель директора по учебной работе в рамках самоконтроля на рабочем месте анализирует:

20.1. ежегодно:

актуальность лицензии на осуществление образовательной деятельности;          своевременность прохождения учреждением образования государственной аккредитации (подтверждения государственной аккредитации) на соответствие заявленному виду;

полноту и актуальность методического обеспечения образовательного процесса;

соответствие учебно-программной документации нормативным правовым актам;

укомплектованность учреждения образования педагогическими работниками, для которых оно является основным местом работы, не менее чем на 70% от общего количества штатных единиц;

соответствие педагогических работников квалификационным характеристикам;

полноту и качество статистической отчетности, предоставляемой учреждением образования;

результативность методической работы (семинаров, работы методических объединений);

результативность работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников;

результаты аттестации педагогических работников;

работу структурных подразделений, направление деятельности которых связано с образовательным процессом.

20.2. каждое полугодие:

результаты организации и проведения конкурсов, олимпиад;

организация подвоза

20.3 каждую четверть

результаты текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся;

выполнение объема педагогической нагрузки педагогическими работниками.          

21. Заместитель директора по воспитательной работе в рамках самоконтроля на рабочем месте анализирует:

21.1. ежегодно:

полноту и актуальность программно-планирующей документации воспитания;

организационное, информационно-аналитическое и методическое обеспечение идеологической и воспитательной работы в учреждении образования;

условия, созданные в учреждении образования, для социализации и саморазвития личности учащегося, стимулирования социальной активности учащихся и поддержки их общественно значимых инициатив;

эффективность организации идеологической и воспитательной работы с учащимися;

21.2. каждое полугодие:

организацию медицинского обслуживания, питания, досуга, занятости учащихся в свободное от учебы время, в том числе в шестой школьный день;

кадровое обеспечение идеологической и воспитательной работы в учреждении образования;

работу структурных подразделений, направление деятельности которых связано с воспитательной работой.

21.3. ежеквартально:

эффективность социально-педагогической поддержки и оказания и оказания психологической помощи учащимся;

работу органов ученического самоуправления, общественных объединений учащихся;

выполнение программно-планирующей документации воспитания.

  1. Педагогические работники, реализующие образовательную программу дошкольного образования, образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования, в рамках самоконтроля на рабочем месте анализируют:

22.1. ежегодно:

результаты реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования;

трудности освоения воспитанниками содержания отдельных образовательных областей учебной программы дошкольного образования;

полноту и актуальность методического обеспечения образовательного процесса;

22.2. каждое полугодие:

содержание развивающей предметно-пространственной среды учреждения образования с определением мер по ее совершенствованию;

22.3. ежемесячно:

ведение установленной программно-планирующей документации;

22.4. ежедневно:

перед занятием – полноту и содержание методического обеспечения занятия (текст занятия, дидактическое обеспечение и др.), его соответствие учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования;

после занятия – качество проведенного занятия;

посещаемость дошкольной группы воспитанниками;

обеспечение здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса;

соблюдение требований по охране труда, правил пожарной безопасности.

  1. Педагогические работники учреждения образования, реализующие образовательные программы общего среднего образования, образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, в рамках самоконтроля на рабочем месте анализируют:

23.1. ежегодно:

результаты реализации образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования;

трудности освоения учащимися содержания отдельных тем соответствующих учебных программ по учебным предметам;

полноту и актуальность методического обеспечения образовательного процесса;

23.2. каждую четверть:

результаты промежуточной аттестации учащихся с определением

мер по улучшению результатов учебной деятельности учащихся;

23.3. ежемесячно:

ведение установленной программно-планирующей документации;           

результаты текущей аттестации учащихся;

23.4. ежедневно:

перед учебным занятием – полноту и содержание методического обеспечения учебного занятия (текст учебного занятия, дидактическое обеспечение и др.), его соответствие учебной программе по учебному предмету;   

после учебного занятия – качество проведенного учебного занятия;         

посещаемость учебных занятий учащимися;

обеспечение здоровьесберегающих и безопасных условий при организации образовательного процесса;

соблюдение требований по охране труда, правил пожарной безопасности.

24. По итогам самоконтроля на рабочем месте в рамках компетенции педагогический работник корректирует свою деятельность либо вносит предложения по совершенствованию деятельности учреждения образования, структурного подразделения учреждения образования.                                            

 

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: