Ребенок и компьютер
При правильном подходе к занятиям на компьютере можно извлечь максимум пользы для развития ребенка.
Компьютеры уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности человека. Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду. С одной стороны, они очень облегчают нашу жизнь, а с другой – мы вынуждены платить своим здоровьем и благополучием в доме. Так что же приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в зависимость от него?
Как всем хорошо известно, современная жизнь практически невозможна без компьютера. Тем не менее, врачи и психологи настаивают: компьютер вреден для здоровья. Однако в чем заключается этот вред? Разберемся внимательнее.
Такой вредный компьютер
В первую очередь, конечно, приходит в голову мысль о компьютерной зависимости. Эта проблема подстерегает любого, кто много времени проводит над клавиатурой, однако дети перед ней особенно уязвимы. В силу особенностей психики они еще не могут сопротивляться тому потоку эндорфинов, который возникает при увлечении человека компьютерной игрой. Чем дальше — тем труднее себе отказать в этом удовольствии. К слову, то же самое происходит и при просмотре мультфильмов.
Второй причиной ограничить ребенку доступ к компьютеру является быстрая утомляемость. Психоэмоциональное возбуждение, обостренное внимание и необходимость ускоренной реакции — все это приводит к тому, что ребенок очень устает, однако, в отличие от взрослого человека, он еще не может проконтролировать и идентифицировать свое состояние. Японские ученые не так давно пришли к выводу, что совокупное влияние этих состояний на детский мозг настолько критично, что его работа просто останавливается, а развитие — прекращается.
Другим поводом не допускать бесконтрольно использование ребенком компьютерных игр заключается в том, что такие игры имеют лишь два-три варианта развития сюжета, тогда как свободная детская игра может повернуть в любую сторону, а воображение диктует миру свои правила: покрывало на диване превращается в морские волны, пульт от телевизора становится кораблем, а прочие игрушки — волшебными островами. Согласно исследованиям, именно такая игра является самым лучшим способом развития ребенка.
Компьютерные игры также связывают с эмоциональной незрелостью и агрессивностью современных детей. Всем известны случаи, когда подростки приходили в школу с оружием, а то и палили в своих однокашников и учителей. Отчасти это явление, несомненно, связано и с компьютерными играми. Другим отрицательным фактором является то, что ребенок становится очень одиноким, хотя внешне вовсе не нуждается в обществе. Зачем ему, когда компьютер скрывает крайне привлекательный мир, полный игр и виртуального общения.
Современные дети встречаются с компьютером практически сразу же, как родились. Даже самые маленькие уже смотрят специальные младенческие мультфильмы, а то и развивающие программы. Чем старше становится ребенок, тем больше он глядит в экран, а с началом школы возникает и необходимость в покупке собственного устройства — хотя бы для того, чтобы он мог делать уроки, не особенно отягощая этим процессом родителей.
Внимательно следите за тем, сколько времени ваш ребенок сидит за компьютером
Тем не менее, врачи и психологи настаивают: компьютер вреден для здоровья. Однако в чем заключается этот вред? Разберемся внимательнее.
Такой вредный компьютер
В первую очередь, конечно, приходит в голову мысль о компьютерной зависимости. Эта проблема подстерегает любого, кто много времени проводит над клавиатурой, однако дети перед ней особенно уязвимы. В силу особенностей психики они еще не могут сопротивляться тому потоку эндорфинов, который возникает при увлечении человека компьютерной игрой. Чем дальше — тем труднее себе отказать в этом удовольствии. К слову, то же самое происходит и при просмотре мультфильмов.
Увлечение компьютерными играми может привести ребенка к эмоциональной незрелости и агрессивности
Второй причиной ограничить ребенку доступ к компьютеру является быстрая утомляемость. Психоэмоциональное возбуждение, обостренное внимание и необходимость ускоренной реакции — все это приводит к тому, что ребенок очень устает, однако, в отличие от взрослого человека, он еще не может проконтролировать и идентифицировать свое состояние. Японские ученые не так давно пришли к выводу, что совокупное влияние этих состояний на детский мозг настолько критично, что его работа просто останавливается, а развитие — прекращается.
Другим поводом не допускать бесконтрольно использование ребенком компьютерных игр заключается в том, что такие игры имеют лишь два-три варианта развития сюжета, тогда как свободная детская игра может повернуть в любую сторону, а воображение диктует миру свои правила: покрывало на диване превращается в морские волны, пульт от телевизора становится кораблем, а прочие игрушки — волшебными островами. Согласно исследованиям, именно такая игра является самым лучшим способом развития ребенка.
Американские ученые связывают, помимо всего прочего, компьютерные игры с эмоциональной незрелостью и агрессивностью современных детей. Всем известны случаи, когда подростки приходили в школу с оружием, а то и палили в своих однокашников и учителей. Отчасти это явление, несомненно, связано и с компьютерными играми. Другим отрицательным фактором является то, что ребенок становится очень одиноким, хотя внешне вовсе не нуждается в обществе. Зачем ему, когда компьютер скрывает крайне привлекательный мир, полный игр и виртуального общения.
И наконец, зависимые от компьютера дети не могут правильно оценивать свое время, иначе говоря, они приучаются прокрастинировать. Вместо уроков и полезных занятий они просиживают перед экраном, отделываясь от родителей междометиями и обещаниями все сделать через пять минут.
Когда пора прекращать
Сколько же можно детям проводить за компьютером? Родители должны в этом вопросе руководствоваться в первую очередь здравым смыслом и возрастными особенностями ребенка.
5-10 лет
Норма экранного времени: от 1 до 1,5 часов в день. В этом возрасте ребенку необходимо начинать постигать техническую сторону мира, поэтому родителю стоит попытаться найти баланс между развлечением и пользой.
11-13 лет
Норма экранного времени: до 2 часов в день. Подростки в состоянии сами регулировать количество времени, проводимое за компьютером, однако в задачи родителя входит донесение до ребенка мысли о том, что не все приятное — полезно.
Вместо выводов
Итак, что же следует делать, чтобы наши дети росли здоровыми — как физически, так и психологически?
- Время, проводимое ребенком за компьютером, все же стоит контролировать. Также необходимо следить за контентом, который привлекает его внимание. В этом вам помогут развивающие мультфильмы, детские игры и программы, а также функции родительского контроля, которые сегодня есть практически в любом антивирусе. Также можно пользоваться простым таймером.
- Следите за осанкой ребенка, когда он сидит за компьютером (и за столом вообще), проводите с ним гимнастику для глаз и для мелкой моторики рук.
- Больше играйте с вашим ребенком: любой конструктор или настольная игра даст ему больше, чем посиделки за компьютером. Приглашайте в гости друзей: как своих, так и ребенка, а лучше тех и других одновременно. Такие меры помогут вашему чаду не попасть в изоляцию, к которой зачастую приводит переизбыток виртуального общения.
- Не оставляйте ребенка одного за компьютером. Когда он подрастет, расскажите ему о правилах безопасности в интернете. Можно даже сводить его на специальный тренинг.
И главное: постарайтесь привить ему мысль о том, что компьютер — всего лишь инструмент, один из многих, придуманных человеком.
Памятка «Ребёнок и компьютер»
Правила техники безопасности при работе за компьютером (О.В. Шаповалова)
- Проработав за компьютером 1,5 часа нужно сделать гимнастику для глаз. Каждые 40 минут делать перерывы в работе.
- Регулярная влажная уборка – острая необходимость, обусловленная спецификой компьютерного монитора: его способностью собирать на себе пыль, что вызывает высыхание кожи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и другие аллергические реакции.
- Компьютер лучше всего ставить в углу, чтобы обезопасить себя от излучения.
- Монитор должен находиться в 60 – 70 сантиметрах от пользователя и чуть выше уровня глаз.
- Ребёнку до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Если же родителям очень хочется приобщить своего малыша к информационным технологиям, то по крайней мере не разрешайте ему сидеть за компьютером более 20 минут в день и чаще чем раз в два дня.
- Для детей 7 – 12 лет компьютерная норма – 30 минут в день.
- 12 – 14-летние могут проводить за компьютером 1 час в день.
- От 14 до 17 лет максимальное время для работы за компьютером 1,5 часа.
- Каждый работающий за компьютером должен делать обязательный выходной раз в неделю
Запретить Вашему ребёнку играть в компьютерные игры Вы не сможете. Будьте в Интернете вместе с ребёнком. Проводите совместное обсуждение компьютерных игр, вместе выбирайте развивающие игры. Руководствуйтесь Вашими ответами на следующие вопросы:
1) Что даст эта игра моему ребёнку?
2) Какие качества будет развивать в нём?
3) Не даст ли игра опасную информацию?
4) Не будет ли формировать негативный стиль поведения?
Помните, уважаемые родители: компьютерные технологии – это, прежде всего, бизнес. А основу любого бизнеса составляют инвестиции – прибыль. В компьютерный бизнес Ваши дети, кроме денег, инвестируют своё здоровье, богатство человеческих отношений и время полноценной счастливой жизни. Пора всем нам задуматься о том, не слишком ли дорогую цену мы платим зато сиюминутное удовольствие, которое получаем? Ведь мы теряем нечто более ценное: то, что даётся нам раз и на всю жизнь.
Откройте новую форму досуга, приобретайте настольные развивающие игры для всей семьи:

Профилактика киберпреступности
КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯ- проблема 21 века!!!
В начале года число киберпреступлений в Беларуси выросло на 240%. Киберпреступления всё чаще стали совершаться с помощью социальных сетей. При этом наиболее распространенные способы совершения киберпреступлений в кредитно-финансовой сфере — фишинг (подделка сайтов, аккаунтов), вишинг (телефонное мошенничество с применением методов социальной инженерии), взлом учетных записей пользователей с использованием вредоносных программ.
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫМИ: Злоумышленники используют фотографии в соцсетях для создания фейковых страниц, с которых рассылают друзьям просьбы под самыми различными предлогами сообщить реквизиты банковской платежной карты. Из-за неосведомленности о способах совершения такого рода преступлений и излишнего доверия к своим виртуальным друзьям потерпевшие добровольно предоставляют личные данные и конфиденциальные сведения.
Внимательное и бережное отношение к своим учетным и персональным данным поможет защитить вас от злоумышленников.
Цифровая грамотность населения – основа противодействия кибермошенникам
Обеспечение безопасности в сети – вопрос острый и злободневный. Рост и развитие всевозможных способов взаимодействия с киберпространством спровоцировали увеличение числа интернет-преступлений различного характера. Они же, в свою очередь, стали последствием слабого информирования населения о современных мошеннических схемах. А их на сегодняшний день немало.
Основную кассу кейсов, связанных с мошенничеством, составляют инциденты, связанные с телефонным мошенничеством. Это пришло к нам около двух с половиной лет назад и, как показывает практика, не уходит. Люди продолжают вестись на разводы, схема не меняется, немного меняются скрипты разговора (в начале представлялись сотрудником банка, специалистом, потом был милиционер, потом работник Национального банка, потом появилась история с расследованиями). Фиксируются также случаи с установкой программного обеспечения, которое позволяет удаленно контролировать устройство. Это все некий результат того, что человеку дозвонились и внушили, что ему нужно делать.
Нужен комплексный подход и совместная деятельность по противодействию этим преступлениям. Все упирается в цифровую грамотность.
Основные понятия цифровой грамотности
Киберпреступление - это преступная деятельность, целью которой является неправомерное использование компьютера, компьютерной сети или сетевого устройства.
Виды киберприступлений
- Финансово-ориентированные киберпреступления
Фишинг.
Кибермошенники любят собирать низко висящие фрукты, когда предоставляется возможность заразить компьютеры ничего не подозревающих жертв. В подобных схемах излюбленным средством злоумышленников является электронная почта. Суть метода заключается в принуждении получателя письма к переходу по ссылке от имени легитимной организации (банка, налоговой службы, популярного интернет магазина и т. д.). В подобных случаях целью, зачастую, является овладение банковскими данными.
Кибервымогательство.
Как правило, вначале у пользователя или компании, после загрузки вредоносного кода шифруются файлы, а затем поступает предложение о восстановлении в обмен на денежное вознаграждение (обычно в виде биткоинов или другой криптовалюты).
Финансовое мошенничество.
Большинство изощренных схем финансового мошенничества связано со взломом компьютерных систем операторов розничной торговли с целью получения банковских данных о покупателях (так называемые целевые атаки) или последующими манипуляциями полученной информацией.
- Нарушение авторского права
Это одна из наиболее распространенных форм киберпреступлений. В первую очередь в эту категорию попадает выкладка в общий доступ музыки, фотографий, фильмов, книг и т. д. без согласия авторов.
- Спам
Спам – чрезвычайно распространенный и многовариантный тип киберпреступлений. Сюда входит массовая рассылка по электронной почте, смс, мессенджерам и другим каналам коммуникации.
- Социальные и политически мотивированные киберпреступления
Некоторые типы киберпреступлений направлены на изменения настроений в политической среде или нанесение намеренного вреда или снижения влияния отдельных личностей или группы людей.
- Преступления на почве ненависти и домогательства
Терроризм
Группировки экстремистской направленности и воинственные народы все чаще используют киберпространство для запугивания, распространения пропаганды и иногда нанесения вреда IT-инфраструктурам.
Кибербуллинг
Это использование компьютеров и подключенных устройств для домогательств, унижения и запугивания личностей. Граница между кибербуллингом и некоторыми формами преступлений на почве ненависти зачастую размыта.
- Противозаконная порнография
Груминг
Сетевой груминг связан с сексуальными домогательствами к несовершеннолетним. В процессе могут использоваться различные методы общения: смс, социальные сети, электронная почта, чаты и форумы.
Распространение наркотиков и оружия
Различные IT-решения, используемые для распространения легитимных товаров и служб, могут также использоваться злоумышленниками. Например, рынки даркнета, существующие во всемирной паутине, помогают контрабандистам продавать оружие и наркотики и в тоже время оставаться вне поля зрения правоохранительных органов.
Способы реализации киберприступлений
Существует четыре наиболее распространенных способа, которыми пользуются киберпреступники.
- Использование вредоносных программ. Вероятно, вы понимаете, что существует множество методов эксплуатации систем, и насколько важно использоваться различными мерами безопасности: устанавливать длинные пароли и делать регулярные обновления.
- DDOS атаки, когда злоумышленник пользуется коммуникационным сетевым протоколом для создания огромного количества запросов к серверу или службе. В этом типе атак главная цель – вывести из строя объект воздействия.
- Комбинация социальной инженерии и вредоносного кода. Наиболее известная форма подобного рода атак – фишинг, когда жертву принуждают к определенным действиям (нажатию на ссылку в электронном письме, посещению сайта и т. д.), что впоследствии приводит к заражению системы.
- Незаконная деятельность: домогательства, распространение незаконного контента, груминг и т. д. В этом случае злоумышленники скрывают свои следы посредством анонимных профайлов, шифрованных сообщений и т.п.
Профилактика киберпреступности среди несовершеннолетних
Рекомендации по профилактике киберпреступлений среди несовершеннолетних
¨Установите с ребенком доверительные отношения и положительный эмоциональный контакт в вопросе использования сети Интернет. Оговорите с ребенком критический уровень опасности, когда решение в возникшей проблемной ситуации должно приниматься родителями (иным доверенным лицом, обладающим достаточным опытом и познаниями, например, старшим братом или сестрой) либо по согласованию с ними.
¨Установленные для ребенка правила работы в сети Интернет должны соответствовать его возрасту и развитию. Применение слишком мягких правил на начальном этапе освоения сети ребенком может повысить риск возникновения у ребенка различных угроз. А слишком жесткие правила либо запреты для ребенка могут повлечь игнорирование им всяких правил.
¨Ребенку для работы в сети Интернет должен быть предоставлен в пользование компьютер со специфически настроенными параметрами. В обязательном порядке на компьютере должно быть установлено и настроено актуальное антивирусное программное обеспечение, установлен и настроен сетевой экран. Родителями должен контролироваться перечень установленного на компьютере программного обеспечения и его настройки.
Для детей от 7 до 10 лет:
- посещать только те сайты, которые Вы разрешили;
- советоваться с Вами, прежде чем совершить какие-либо новые действия, раскрыть личную информацию;
- сообщать Вам, если ребенка что-то встревожило либо было непонятно при посещении того либо иного сайта.
- запретите скачивать файлы из Интернета без Вашего разрешения;
- запретите общаться в Интернете с незнакомыми Вам людьми;
- запретите использовать средства мгновенного обмена сообщениями без Вашего контроля.
Для детей от 10 до 13 лет.
- создайте ребенку на компьютере собственную учетную запись с ограниченными правами;
- используйте средства фильтрации нежелательного контента;
- приучайте ребенка спрашивать разрешение при скачивании файлов из Интернета;
- поощряйте желание детей сообщать Вам о том, что их тревожит или смущает в Интернете;
- расскажите об ответственности за недостойное поведение в сети Интернет.
На данном этапе могут активно использоваться программные средства родительского контроля, к которым можно отнести следующие инструменты:
- услуга родительского контроля провайдера, оказывающего услугу доступа в сеть Интернет, позволяющая ограничить доступ к Интернет сайтам, содержащим нежелательный контент;
- функции родительского контроля, встроенные в операционную систему (ограничение времени работы компьютера, ограничение запуска программ, в том числе игр);
- функции родительского контроля, встроенные в некоторые антивирусы (например, KasperskyInternetSecurity, NortonInternetSecurity), позволяющие контролировать запуск различных программ, использование Интернета (ограничение по времени), посещение веб-сайтов в зависимости от их содержимого, пересылку персональных данных;
- специализированное программное обеспечение, предназначенное для выполнения функций родительского контроля, например, КиберМама, KidsControl, TimeBoss и другие.
Подростки в возрасте 14-17 лет.
- интересуйтесь, какими сайтами и программами пользуются Ваши дети;
- настаивайте на том, чтобы подросток не соглашался на встречу с друзьями из Интернета;
- напоминайте о необходимости обеспечения конфиденциальности личной информации;
- предостерегайте детей от использования сети для хулиганства либо совершения иных противоправных деяний, разъясните суть и ответственность за совершение преступлений против информационной безопасности.
В случае установления фактов совершения противоправных деяний в сети Интернет в отношении детей рекомендуем родителям не умалчивать данные факты, а сообщать о них в зависимости от ситуации классному руководителю, педагогу социальному учреждения образования, в правоохранительные органы по месту жительства.
Ответственность за совершение киберпреступлений, предусмотренная статьями УК и КоАП Республики Беларусь
Напоминаем, что несовершеннолетние несут уголовную ответственность за совершение киберпреступлений с 14 лет! Условно, подобного рода противоправные деяния можно разбить на несколько групп:
- преступления, направленные на незаконное завладение, изъятие, уничтожение либо повреждение средств компьютерной техники и носителей информации как таковых (такие действия рассматриваются как посягательства на собственность и квалифицируются по статьям гл. 24 УК РБ);
- преступления, направленные на получение несанкционированного доступа к компьютерной информации, ее модификации, связанные с неправомерным завладением компьютерной информацией, разработкой, использованием либо распространением вредоносных программ и т.д. (такие действия рассматриваются как преступления против информационной безопасности и квалифицируются по статьям гл. 31 УК РБ);
- преступления, в которых компьютеры и другие средства компьютерной техники используются в качестве средства совершения корыстного преступления, и умысел виновного лица направлен на завладение чужим имуществом путем изменения информации либо путем введения в компьютерную систему ложной информации (такие действия рассматриваются как хищение путем использования компьютерной техники и квалифицируются по ст. 212 УК РБ).
Ответственность за совершение мошенничества, предусмотренная статьями УК и КоАП Республики Беларусь
Статья 209 Мошенничество
- Завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество) –
наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
- Мошенничество, совершенное повторно либо группой лиц, –
наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.
- Мошенничество, совершенное в крупном размере, –
наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа.
- Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере, –
наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом.
Будьте бдительны! Бесплатный сыр бывает только в мышеловках!
Буклет цифровая гигиена родителям (смотреть)
Мы в соцсетях & RSS